Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

«Прокурор разъясняет»

Установлен мораторий на проведение проверок в 2022 году

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» введен мораторий на проведение проверок и контрольных (надзорных) мероприятий с 10.03.2022 по 31.12.2022.

Установлено, что проведение запланированных на 2022 год контрольных мероприятий допускается только в определенных случаях в рамках санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), пожарного надзора, надзора в области промышленной безопасности, а также государственного ветеринарного контроля (надзора). При этом органы контроля (надзора) наделены правом осуществления вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия (плановой проверки) профилактического визита.

Кроме того, определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, в числе которых - непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства и непосредственная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.

При этом, не требуют согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки по поручению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его Заместителя; требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Установлены ограничения в части выдачи предписания (только исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства) по проверкам с непосредственным взаимодействием с контролируемым лицом.

Срок исполнения предписаний, выданных в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до дня вступления в силу настоящего постановления и действующих на день вступления в силу настоящего постановления, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. При этом, контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контрольный (надзорный) орган, орган контроля не позднее предпоследнего дня срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, которое рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Вышеуказанные особенности применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц.

О мерах поддержки в 2022 году в условиях санкций

Так, на основании Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10.03.2022 действует мораторий на проведение плановых проверок. Также появились ограничения на внеплановые проверки. Новые меры будут действовать весь 2022 год. Их цель — ослабить административное давление на бизнес и способствовать экономической активности в условиях санкций.      

Кроме того, Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разработал антикризисные программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа оборотного кредитования позволит субъектам малого предпринимательства получить льготный кредит (или рефинансировать ранее полученный) по ставке не выше 15% годовых, а средним предприятиям — не выше 13,5%.

Срок действия программы — до 30 декабря 2022 года. Кроме того, Федеральным законом № 46-ФЗ введена возможность получения «кредитных каникул» заемщикам — физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, субъектам малого и среднего предпринимательства, если обращение заемщика к кредитору осуществляется в период с 1 марта 2022 года по 30 сентября 2022 года. При этом необходимо соблюдение определенных условий (например, снижение доходов заемщика более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика).  

          Меры поддержки также коснулись уплаты налогов.

На основании Постановления Правительства РФ от 30.03.2022 № 512 «Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) в 2022 году» сроки уплаты налога по упрощенной системе налогообложения за 2021 год переносятся:

         - для организаций с 31.03.2022 на 31.10.2022;

         - для ИП с 30.04.2022 на 30.11.2022.

Срок уплаты авансового платежа по УСН за первый квартал 2022 года переносится для организаций и ИП с 25.04.2022 на 30.11.2022.

В новые сроки необходимо уплатить не всю сумму налога или авансового платежа, а одну шестую часть, начиная со следующего месяца после перенесенного срока уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей). Далее налогоплательщики уплачивают ежемесячно по одной шестой части суммы до полной уплаты налога или авансового платежа.

Названная льгота касается ЮЛ и ИП в определенных отраслях (по основному ОКВЭДу на 01.01.2022) и распространяет свое действие с 30.03.2022.

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году» сроки уплаты страховых взносов для ЮЛ и ИП переносятся на год для взносов, исчисленных:

         1) с выплат в пользу физических лиц:

         - за апрель — с 16 мая 2022 на 15 мая 2023 года;

         - за май — с 15 июня 2022 на 15 июня 2023 года;

         - за июнь — с 15 июля 2022 на 17 июля 2023 года;

         - за июль — с 15 августа 2022 на 15 августа 2023 года;

         - за август — с 15 сентября 2022 на 15 сентября 2023 года;

         - за сентябрь — с 17 октября 2022 на 16 октября 2023 года.

       2) на обязательное пенсионное страхование за 2021 год с суммы дохода ИП, превышающего 300 тыс. рублей переносятся с 1 июля 2022 — на 3 июля 2023 года.

Указанные льготы касаются ЮЛ и ИП, имеющих основной ОКВЭД в ЕГРЮЛ и ЕГРИП по состоянию на 1 апреля 2022 года в соответствующей сфере деятельности, по перечням согласно приложению №1 и приложению №2 к Постановлению Правительства РФ № 776.

В свою очередь продление сроков уплаты страховых взносов не распространяется на государственные и бюджетные организации, имеющие по состоянию на 1 апреля 2022 года организационно-правовую форму по перечню согласно приложению №3 к Постановлению Правительства РФ № 776.

Способ получения названных льгот носит беззаявительный порядок.

Новые правила привлечения к административной ответственности

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в силу с 06.04.2022, внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относительно порядка применения мер административного принуждения, в том числе для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

Так, установлены исключения из правила об одновременном привлечении к административной ответственности за одно правонарушение юридического лица и его работника. В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ теперь привлечение юридического лица к административной ответственности, в случае привлечения его должностного лица или работника к административной ответственности, допускается только если оно не предприняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения соответствующих обязательных требований. В соответствии с частью 5 той же статьи не подлежат ответственности работники организации (либо ее единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица) при назначении организации штрафов согласно пунктам 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.

Новой редакцией части 3 статьи 3.4 КоАП РФ введена обязанность по замене административного штрафа на предупреждение некоммерческой организации, а также индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющимся субъектами малого предпринимательства, и их работникам.

Указанный алгоритм по-прежнему распространяется только на впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба (угрозы данных негативных последствий или возникновения чрезвычайных ситуаций).

КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, закрепившей нормы об ограничении административных штрафов, назначаемых субъектам малого и среднего предпринимательства, размером санкции, предусмотренной соответствующей статьей (частью статьи) КоАП РФ для индивидуального предпринимателя. Аналогичная льгота распространена на социально ориентированные некоммерческие организации – получателей поддержки, также определен порядок назначения юридическим лицам обеих названных категорий штрафов в случаях, когда санкция соответствующей статьи КоАП РФ не предусматривает такого наказания для индивидуальных предпринимателей.

         В статью 4.4 КоАП РФ внесены изменения относительно особенностей назначения административного наказания за правонарушения, выявленные в рамках проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия.

В соответствии с частью 5 данной статьи в рассматриваемой ситуации за два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, виновному лицу назначается наказание как совершение одного административного правонарушения.

Однако в силу части 6 статьи 4.4 КоАП РФ при множественности правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ, наказание лицу, их совершившему в результате одного неправомерного действия (бездействия), назначается по правилам частей 2-4 данной статьи при рассмотрении соответствующих дел одним и тем же судьей (органом административной юрисдикции).

Изменения в земельном законодательстве при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлены особенности при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в 2022 году.

Предусмотрено, что до 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодатедумля заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

- на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

- на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка.

Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением не может превышать три года. При этом положения п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ не применяются.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить дополнительное соглашение в срок не позднее 5 рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.

Также установлено, что Правительство РФ вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков; наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством РФ.

Кроме того, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право определять случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков и размер такой платы.

Уголовная ответственность по ст. 134 УК РФ

Ответственность по ст. 134 УК РФ наступает за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет, совершенные лицом, достигшим возраста 18 лет.

Данные действия наказываются различными видами наказания вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет.

Мужеложство или лесбиянство с лицом, не достигшим 16 лет, совершенное лицом, достигшим 18 летнего возраста, наказывается лишением свободы до 6 лет.

При этом деяния, совершенные с лицом, достигшим 12 лет, но не достигшим 14 лет наказываются лишением свободы до 10 лет.

Максимальное наказание, которое наступает при определенных условиях за совершение преступлений по названной статье, достигает 20 лет лишения свободы.

При этом потерпевшие должны понимать характер и значение совершаемых с ними действий, в противном случае наступает более строгая ответственность по иным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации за изнасилование или совершение насильственных действий сексуального характера.

Согласие несовершеннолетнего потерпевшего (или потерпевшей) не достигшего возраста 16 лет не играет роли для оценки действий лица, совершающего указанное преступление, даже если оно полагает, что находится в «отношениях» с потерпевшей.

Правоохранительными органами, кроме оценки действий лица, непосредственно совершающего преступление оценивается и поведение сопричастных лиц, например законных представителей (родителей, опекунов), которые совершенно необоснованно полагали, что подобные отношения в принципе возможны между подростками при наличии «чувств».

В случае, если преступления в отношении несовершеннолетних совершались при попустительстве взрослых лиц, которые в силу закона обязаны защищать своих детей или подопечных, в отношении них, в обязательном порядке, проводятся доследственные проверки с целью выявления действий, также подпадающих под   уголовную юрисдикцию.

С 1 февраля 2022 года вступил в силу закон об обеспечении сохранения при удержании приставами ежемесячного дохода должника-гражданина в размере величины прожиточного минимума

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Возможность удержания в размере до пятидесяти процентов дохода независимо от суммы денежных средств, остающихся после соответствующего удержания, законодательно не ограничена.

Вместе с тем 29.06.2021 принят Федеральный закон № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которому предусматривается, в частности, что должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ) при обращении взыскания на его доходы.

Данный федеральный закон вступил в силу с 1 февраля 2022 года.

Ответственность за незаконное изъятие, похищение паспорта

Паспорт представляет собой основной документ, удостоверяющий личность человека. В России существуют следующие виды паспортов: общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный и паспорт моряка. Общие правила об общегражданском паспорте установлены в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации от 08.07.1997 №828, согласно которому паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Содержащаяся в паспорте информация должна быть определенной и актуальной, это необходимо для обеспечения государственной и общественной безопасности.

За проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу (паспорту) предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ) в виде штрафа.

Умышленное уничтожение или порчу документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение или повлекшее его утрату влечет административную ответственность по ст. 19.16 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения штрафа.

Незаконное изъятие или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог является административным правонарушением, наказание влечет наложение штрафа на граждан или должностных лиц (ст. 19.17 КоАП РФ).

Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа – это преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 325 Уголовного кодекса Российской Федерации. Похищение паспорта или другого важного личного документа у гражданина наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, а также арестом на срок до трех месяцев.

Дополнительная информация