Главная

Прокурор разъясняет/часть 4.

  • Печать

Особенности допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля по уголовному делу установлены ст. 191 УПК РФ

Статьей 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации определены особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего необходимо обязательное участие законного представителя, а для лиц, не достигших 16 лет - педагога или психолога.

Следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля: 

    - в возрасте до 7 лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа;

      - в возрасте от 7 до 14 лет более одного часа, а в общей сложности – более двух часов;

    -  в возрасте старше 14 лет более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им лишь указывается на необходимость говорить правду.

Также при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних указанной категории обязательно применение видеозаписи или киносъемки за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель, либо его законный представитель против этого возражает.

Правовая помощь по уголовным делам

Одним из направлений международного сотрудничества в области борьбы с преступностью является оказание государствами правовой помощи по уголовным делам. Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые государственными правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров и принципом взаимности.

Для Российской Федерации наиболее значимыми договорами являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Кроме того, Российская Федерация имеет двусторонние соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам со многими государствами мирового сообщества. В случае если в отношениях между государствами отсутствует договорно-правовая основа оказания правовой помощи, она может быть оказана в порядке взаимности.

В одних договорах четко очерчивается круг процессуальных действий, осуществляемых в порядке правовой помощи, но не ограничивается перечень уголовных дел, по которым такая помощь оказывается. В других объем процессуальных действий расширен за счет иных действий, связанных со сбором доказательств. Третьи соглашения ограничивают и объем правовой помощи, и перечень деяний, в связи с производством по которым она оказывается.

Международные договоры Российской Федерации устанавливают перечень реквизитов поручения о правовой помощи. При составлении поручений используются государственные языки сторон, в отдельных случаях может быть предусмотрено использование нескольких языков. В договорах иногда содержится также указание на сроки исполнения поручения.

Сделки, которые несовершеннолетние могут совершать самостоятельно

В зависимости от своего возраста несовершеннолетние от 6 до 18 лет могут совершать отдельные сделки самостоятельно. Сделки, которые могли бы самостоятельно совершать малолетние в возрасте до 6 лет, законодательством не предусмотрены.

Согласно ч. 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать следующие сделки:

- мелкие бытовые сделки (например, покупка продуктов или недорогих игрушек);

- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (например, получение в дар движимого имущества);

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет помимо указанных сделок в соответствии с ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно, без согласия своих законных представителей: осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству законных представителей или органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

Возможность заключения, например, договора купли-продажи с несовершеннолетним зависит, в частности, от возраста ребенка и предмета договора. Так, в большинстве случаев с малолетними в возрасте от 6 до 14 лет заключить договор купли-продажи нельзя (за исключением, например, мелких бытовых сделок). Для заключения договора с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет в предусмотренных законом случаях потребуется письменное согласие их родителей (законных представителей), например, договора банковского счета, а также предварительное разрешение органа опеки и попечительства при совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества.

 

Основания помещения ребенка в организацию для детей-сирот

К организациям для детей-сирот в соответствии с ч. 1 ст. 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации относятся образовательные, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Помимо смерти родителей, дети могут остаться без их попечения в следующих случаях:

- лишения родителей родительских прав или ограничения в родительских правах;

- признания родителей недееспособными;

- болезни родителей;

- длительного отсутствия родителей;

- уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, иных аналогичных организаций;

- при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;

- в других случаях отсутствия родительского попечения.

Также дети могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот, если родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности в отношении детей.

Выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, их учетом и устройством в организации для детей-сирот занимаются органы опеки и попечительства.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в организации для детей-сирот, если невозможно сразу устроить ребенка в семью, в том числе установить предварительную опеку или попечительство над ним. Пребывание в таких организациях предполагается временным, до решения вопроса об усыновлении детей, установления над ними опеки, попечительства, устройства в приемную либо патронатную семью.

Временное помещение ребенка в организацию для детей-сирот на период, когда законные представители по уважительной причине не в состоянии исполнять свои обязанности, осуществляется по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет, на основании соглашения, заключаемого между органом опеки и попечительства, организацией для детей-сирот и законным представителем ребенка.

Порядок признания умершим безвестно отсутствующего гражданина

Гражданин, по заявлению супруга (супруги), иждивенцев и других заинтересованных лицможет быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Согласно ст. 45 ГК РФ, гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, то в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Это является основанием для внесения органом ЗАГС записи о его смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния с прекращением или переходом к наследникам всех прав и обязанностей, которые ранее ему принадлежали, то есть, влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.

В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти не только день его предполагаемой гибели, но и может указать момент его предполагаемой гибели.Учитывая данное обстоятельство, граждане, погибшие в один день, считаются в целях наследственного правопреемства умершими одновременно, а при возможности установить момент смерти каждого из них, наследуют друг после друга.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к другому лицу, при этом по возмездным сделкам, имущество возвращается, если доказано, на момент приобретения, лицо знало, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений

Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ в главу 2 Трудового кодекса Российской Федерации внесены дополнения об использовании электронного документооборота в сфере трудовых отношений.

Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Электронный документооборот может осуществляться с помощью:

- Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»;

- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями трудового законодательства, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.

Работодатель обязан проинформировать каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие посредством электронного документооборота. Для указанного взаимодействия необходимо письменное согласие работника. В том случае, если работник не дает своего согласия, работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания в отношении него. Кроме того, при приеме на работу нового сотрудника работодатель должен уведомить его о ведении электронного документооборота.

Стоит обратить внимание, что согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота не требуется от лиц, которые приняты на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на указанную дату отсутствует трудовой стаж. В том случае, если отсутствуют согласие работника на электронное взаимодействие либо электронная подпись, то это не является основанием для отказа в трудоустройстве или увольнении.

Расходы на создание и эксплуатацию информационной системы и электронных документов, получение и использование работником электронной подписи несет исключительно работодатель. Работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись.

Усиленная квалифицированная электронная подпись используется при заключении:

- трудовых договоров;

- договоров о материальной ответственности;

- ученических договоров;

- договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;

- при подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания;

- уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

При подписании электронных документов посредством цифровой платформы «Работа в России» работодателем, а также работником или лицом, поступающим на работу, могут использоваться:

- усиленная квалифицированная электронная подпись;

- усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства.

- простая электронная подпись, ключ которой получен при личной явке в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме (только работником или лицом, поступающим на работу).

Обратите внимание, электронный документооборот не используется в отношении:

- трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;

- акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;

- приказа (распоряжения) об увольнении работника;

- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.

Назначение страховой пенсии по старости в автоматическом режиме

 В соответствии с ч. 8 ст. 22.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.09.2021 № 324п утвержден порядок назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме.

Указанный Порядок устанавливает особенности назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме гражданам Российской Федерации, обратившимся с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Страховая пенсия по старости в автоматическом режиме назначается со дня обращения за указанной пенсией, а в случае приема заявления о назначении страховой пенсии по старости до наступления пенсионного возраста застрахованного лица – со дня достижения такого возраста, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию.

Решение о назначении пенсии формируется в автоматическом режиме в информационной системе Пенсионного фонда Российской Федерации и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Пенсионного фонда в срок не более трех часов с момента регистрации заявления.

Сведения о назначении пенсии направляются в личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг автоматически не позднее 15 минут с момента подписания решения.

Об административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Иностранные граждане или лица без гражданства, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», привлекаются к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Нарушителям грозит наложение административного штрафа с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Изменения в законодательстве о государственной регистрации недвижимости

Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», касающиеся правил кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость. Теперь зарегистрировать переход либо ограничение права, обременение объекта или сделку с ним можно только если в ЕГРН уже есть запись о праве на данный объект.

Некоторые полномочия в сфере кадастрового учета и госрегистрации переданы от Росреестра к подведомственным ему бюджетным учреждениям, в частности, предоставление сведений из ЕГРН. Такие учреждения также станут осуществлять выездной прием заявлений о госрегистрации или учете, отправлять заявителям документы с курьером, взаимодействовать с кадастровыми инженерами и т. д.

Выездной прием заявлений о госрегистрации или кадастровом учете введен с 28.10.2021 и является для всех платной услугой, кроме отдельных категорий заявителей: ветераны и инвалиды ВОВ, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства I группы.

Установлена возможность согласования местоположения границ земельных участков в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц.

Сокращены сроки государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве (после осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником) в случае представления в орган регистрации прав необходимых документов: в форме бумажного документа - до 5 дней; в форме электронного документа - до 3 дней; через МФЦ - до 7 дней.

В законе закреплено понятие «Личный кабинет правообладателя» и описания функциональных возможностей его пользователя. Через «Личный кабинет правообладателя» без использования электронной подписи при идентификации через ЕСИА с 01.01.2023 можно будет подать документы для: уточнения границ земельных участков; учета и регистрации прав на жилые и садовые дома, а также в случае раздела и объединения земельных участков; внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов действий.

Кроме того, кадастр будет содержать расширенные данные о кадастровых инженерах, которые выполняли кадастровые работы в отношении конкретного объекта (ФИО, реестровый номер в реестре СРО и наименование СРО, СНИЛС).

Установлены новые основания для кадастрового учета и госрегистрации прав: решение третейского суда, по которому выдан исполнительный лист в соответствии с решением государственного суда; карта-план территории; технический план для некоторых объектов - например, для объекта незавершенного строительства, помещений и машино-мест; акт обследования для случаев, когда объект перестал существовать.

Порядок разъяснения решений судом апелляционной инстанции

 В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» по заявлению лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции рассматривает вопросы о разъяснении апелляционного определения, которым было изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение.

Согласно ст. 202 ГПК РФ в случае неясности судебного решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

 Порядок разъяснения апелляционных определений нормами гражданско-процессуального законодательства не регламентирован.

 В силу ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

Таким образом, в случае неясности апелляционного определения суд, принявший его, вправе разъяснить апелляционное определение, не изменяя его содержания.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не разъясняет апелляционное определение, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В этом случае решение разъясняет суд первой инстанции.

Основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим

Порядок отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим установлен в ст. 280 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Так, в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Соответственно, процесс инициируется на основании заявления, и проводится судебное разбирательство, где устанавливается личность и точное место пребывания гражданина. Достаточным также является наличие самого факта явки искомого лица.

По смыслу ст. 42 Гражданского кодекса РФ любые сведения о месте пребывания гражданина имеют значение для разрешения вопроса о его отсутствии более года по месту жительства или о его явке.

К заявлению в суд заинтересованное лицо обязано приложить доказательства обнаружения места пребывания гражданина (например, справки из домовых книг, органов полиции и миграционных службу письменные свидетельские показания).

Новое решение суда является, соответственно, основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Опознание лица может быть произведено при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, а также на основе свидетельских показаний.

Дела об отмене решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим подсудны районному суду и рассматриваются с участием прокурора.

О порядке рассмотрения обращений отдельной категории граждан

В прокуратуре Баксанского района уделяется особое внимание ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также гражданам Российской Федерации, являющимся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

В целях оказания оперативной помощи гражданам указанной категории пунктом 5.1.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, определено, что обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод разрешаются в течение 15 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 7 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

В органах прокуратуры ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, граждане Российской Федерации, являющиеся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

Кроме того, с учетом возраста и состояния здоровья указанных лиц, в обязательном порядке рассматривается вопрос об организации их личного приема по месту жительства (пребывания), в том числе с использованием технических средств связи.

Об ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц

За несвоевременную оплату договоров частью 9 статьи 7.23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, является административным правонарушением.

Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Дела о данном административном правонарушении рассматриваются Федеральной антимонопольной службой. Срок давности привлечения к ответственности за указанное правонарушение составляет 1 год со дня его совершения.

Убийство – это особо тяжкое преступление

Согласно ч. 1 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах неотъемлемым для каждого человека является право на жизнь, охраняемое законом, и никто не может быть произвольно лишен жизни. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

Статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации «Убийство» включена в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации
в раздел «Преступления против личности». Объектом данного преступления признается жизнь человека.

Убийство есть умышленное причинение смерти другому человеку. Оно может быть совершено как в форме действия, так и бездействия. Ответственность за убийство в форме бездействия наступает при наличии определенных условий, а именно: на виновном лежит обязанность по охране жизни потерпевшего и он имеет реальную возможность предотвратить наступление смерти.

За умышленное причинение смерти другому человеку законом предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет.

Убийство двух и более лиц; лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; малолетнего или лица, находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека; женщины, находящейся в состоянии беременности; совершенное с особой жестокостью; совершенное общеопасным способом; по мотиву кровной мести; совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; из хулиганских побуждений; с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; а также в целях использования органов или тканей потерпевшего влечет более суровое наказание. Виновному лицу в этих случаях грозит лишение свободы на срок до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь.

О восстановлении пропущенного срока подачи кассационной жалобы на судебное решение по делам о несостоятельности (банкротстве)

Действующим законодательством предусмотрено право восстановления пропущенного процессуального срока подачи кассационной жалобы на судебное постановление лицам, пропустившим установленным федеральным законом срок.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропущенные процессуальные сроки подачи кассационных или надзорных жалоб, представлений могут быть восстановлены только в исключительных случаях, если суд признает уважительными причины их пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи кассационной или надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и другое), и эти обстоятельства имели место в период не позднее 1 года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

Конституционным Судом РФ рассмотрен вопрос о восстановлении названного срока, когда подавший соответствующее ходатайство конкурсный кредитор узнал об обжалуемом судебном постановлении по истечении одного года с момента его вступления в силу.

В делах о банкротстве предоставляется более высокий уровень гарантий судебной защиты лиц, права которых нарушаются (затрагиваются) оспариваемым судебным актом, по сравнению с положениями абзаца второго части шестой статьи 112 ГПК РФ, не предусматривающими возможности восстановления за пределами одного года пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы на судебное постановление, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование. Суд пришел к выводу, что отсутствие такой возможности может привести к нарушению закрепленных в Конституции РФ принципов равенства и справедливости, в том числе при защите конкурсными кредиторами своих прав и законных интересов в делах о несостоятельности (банкротстве).

Судом разъяснено, что положения абзаца 2 части 6 статьи 112 ГПК РФ не могут рассматриваться как препятствующие восстановлению срока подачи кассационной жалобы по причине истечения предусмотренного ими предельно допустимого срока подачи соответствующего ходатайства конкурсным кредитором, намеренным оспорить вступившее в законную силу судебное постановление, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование, и узнавшим о таком постановлении по истечении одного года с момента его вступления в силу.