Главная

Прокурор разъясняет/часть3.

Ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики

Согласно ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма.

В Российской Федерации запрещается использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.

Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами в виде штрафа:

- на граждан до двух тысяч пятисот рублей;

- на должностных лиц до 5 тысяч рублей;

- на юридических лиц до 100 тысяч рублей.

Положения указанной статьи не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Наказание влечет конфискацию предмета административного правонарушения.

 

Об ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации

С 4 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 207.3, «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации».

Теперь публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности является преступлением.

Указанные действия влекут наказание в виде:

- штрафа в размере от семисот тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет;

- исправительных работ на срок до одного года;

- принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

- лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

Ответственность за неуплату алиментов

Административная ответственность за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, а также нетрудоспособных родителей (алиментов) предусмотрена ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении возбуждается в случае неуплаты алиментов, а также выплат не в полном размере без уважительных причин.

Статей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей неоднократно без уважительных причин.

Лицо, совершившее указанное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если полностью погасило задолженность. В случае частичной уплаты должник все равно будет привлечен к уголовной ответственности.

Таким образом, неплательщик алиментов не может уйти от ответственности (административной или уголовной), частично уплатив долг, что обеспечивает защиту прав указанных категорий граждан.

 

О продлении отдельных сроков временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, а также членов его семьи (в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации) продлевается на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного данным иностранным гражданином с работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае заключения указанным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на неопределенный срок продлевается до 1 года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.

Членами семьи иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители) при условии их нахождения на его иждивении.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося членом семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, продлевается на срок до 1 года с даты его въезда в Российскую Федерацию. Указанный срок временного пребывания может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.

Членами семьи гражданина Российской Федерации или иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, имеющего место жительства в Российской Федерации, признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки (п. 10 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, имеющего статус участника Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника указанной программы, продлевается на срок действия свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем русского языка.

 

Упрощен порядок назначения выплат на детей и беременным женщинам

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 № 68 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, предусматривающие установление порядка назначения выплат на детей и беременным женщинам.

С 01.04.2022 будет действовать упрощенный порядок назначения выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.

Вводится возможность подачи заявления на выплату на детей 3-7 лет по месту фактического проживания, если это предусмотрено нормативным актом субъекта РФ, а также устанавливается беззаявительный порядок перерасчета выплат в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума.

Заявление на получение пособия беременным женщинам и на детей от 8 до 17 лет также можно будет подать по месту фактического проживания.

21. С 17.03.2022 вступили в силу изменения в Федеральном законе «О противодействии коррупции», предусматривающие механизм контроля за законностью получения денежных средств должностных лиц органов власти и местного самоуправления

Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.2 согласно которой если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера получена информация о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений (отчетный период), на счета лица, представившего указанные сведения (далее – проверяемое лицо), его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.

В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок после ее завершения направляются лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры Российской Федерации. После этого прокурором принимается решение об осуществлении проверки законности получения денежных средств, по результатам которой, при наличии оснований, направляется в суд заявление о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы в размере, эквивалентной той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

В целях реализаций указанных положений законодательства в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесены соответствующие изменения, предусматривающие полномочие прокуроров
по истребованию в банках и (или) иных кредитных организациях справок по операциям, счетам и вкладам физических лиц, замещавших (занимавших) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Об изменениях, внесенных в Трудового кодекс Российской Федерации, в части электронного документооборота и порядка приема на работу

Федеральным законом от 22.11.2021 № 377-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. Глава 2 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена статьями 22.1 - 22.3, которыми устанавливается электронный документооборот в сфере трудовых отношений без дублирования на бумажном носителе.

Данные положения не применяются в отношении трудовых книжек, формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве, приказа об увольнении работника, а также документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда.

Создание, подписание и представление работодателю электронных документов, а также их получение от работодателя осуществляется посредством цифровой платформы «Работа в России» (в случае ее применения работодателем), доступ к которой возможен в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг, а с 01.03.2023 будет возможно также посредством информационной системы работодателя (в случае применения работодателем). Расходы на получение работником электронной подписи и ее использование возложены на работодателя, при этом работник вправе использовать ранее полученную самостоятельно электронную подпись.

Работодатель обязан уведомить каждого работника о переходе на электронный документооборот, который осуществляется с письменного согласия работника. В случае отсутствия согласия за работником сохраняемся право дать указанное согласие в последующем. При этом согласие от лиц, которые приняты на работу после 31.12.2021 и у которых по состоянию на данную дату отсутствовал трудовой стаж, не требуется.

Документы, направленные работником или лицом, поступающим на работу, посредством электронного документооборота считаются полученными работодателем на следующий день после их направления. Заявления о предоставлении документов, связанных с работой, или их заверенных копий работник может подать в письменной форме или посредством информационного документооборота, которые работодатель обязан предоставить не позднее чем в течение 3 рабочих дней на бумажном носителе либо способом, указанным в заявлении работника (в случае электронного документооборота): в форме надлежащим образом заверенной копии электронного документа на бумажном носителе; в форме электронного документа, в том числе путем его размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг.

Работодатель несет расходы на создание, эксплуатацию информационной системы работодателя, а также на создание, использование и хранение электронных документов.

Также изменения коснулись ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок приема на работу, для оформления которого с 22.11.2021 достаточно заключенного с работником трудового договора. Издание приказа о приеме на работу, содержание которого должно соответствовать условиям трудового договора, является правом, а не обязанностью работодателя. Требования ч. 2 указанной статьи об ознакомлении работника с приказом под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы и выдачи его копии признан утратившим силу.

Употребление спиртных напитков за рулем наказуемо

В соответствии со статьей 264.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Основанием для возникновения уголовной ответственности является управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, которое ранее было наказано в административном порядке, а также не выполнило законное требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и имеет судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ.

К уголовной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее 16-летнего возраста. Им признается не только водитель, но и лицо, у которого изъято водительское удостоверение за ранее допущенное нарушение Правил дорожного движения, а также лицо, не имевшее либо лишенное права управления транспортным средством или обучающееся вождению. Преступление считается оконченным с момента начала движения транспортного средства управляемого лицом, находящимся в состоянии опьянения.

Законом определено максимальное наказание по данной статье в виде:

  • штрафа в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • исправительных работ на срок до 2 лет;
  • ограничения свободы на срок до 3 лет;
  • принудительных работ на срок до 3 лет;
  • лишения свободы на срок до 3 лет.

Наказание виновному назначается с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет.

Об увеличении минимального размера оплаты труда

Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (МРОТ) закреплено в статье 2 Трудового кодекса РФ.

Размер минимального размера оплаты труда установлен Федеральным законом Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Ежегодно в указанный Федеральный закон вносятся изменения и устанавливается новый минимальный размер оплаты труда в размере не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2021 № 406-ФЗ с 01.01.2022 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 13890 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в этом году увеличен на 8,6 % (2021 году он составлял 12792 руб. в месяц).

Минимальный размер оплаты труда применяется не только для расчета заработной платы, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременностям и родам, социальных выплат и пособий по безработице, при расчете страховых взносов, а также для иных целей обязательного социального страхования. Кроме этого, используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от МРОТ.

 

Компенсация затраченных денежных средств потерпевшим и свидетелям в уголовном судопроизводстве

В соответствии со статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, в том числе суммы, выплачиваемые физическим и юридическим лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство в качестве участников (потерпевшим, их представителям, свидетелям, экспертам, переводчикам, понятым, адвокатам и другим. Процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета. Потерпевшие и свидетели могут рассчитывать на возмещение следующих расходов:

- на возмещение средств, затраченных в связи с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- потерпевшим выплачиваются суммы на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения их представителям;

- работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшим, свидетелям, их законным представителям возмещается недополученная заработная плата за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Если данные лица не имеют постоянной заработной платы, им выплачиваются фиксированные суммы за отвлечение отобычных занятий.

Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными расходами, понесенными на любой стадии уголовного судопроизводства, при условии их необходимости и оправданности.

Для возмещения процессуальных издержек потерпевший, свидетель вправе обратиться с письменным заявлением, составленным в произвольной форме, к дознавателю, следователю, прокурору либо в суд в зависимости от стадии уголовного судопроизводства. Понесенные затраты необходимо подтвердить соответствующими документами. По результатам рассмотрения заявления выносится постановление (определение).

Расходы, связанные с производством по делу, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с последующим рассмотрением вопроса о их взыскании в доход государства с осужденных, а также с лиц, уголовное дело или уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Возможность компенсации затраченных на участие в уголовном деле средств не поставлена в зависимость от платежеспособности конкретных физических лиц, что направлено на соблюдение прав и законных интересов участников процесса. Осужденные, а также лица, в отношении которых уголовное дело или уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям, освобождаются от уплаты издержек в случае имущественной несостоятельности, а также если это может существенно отразиться на материальном положении лиц, которые находятся на их иждивении. При данных обстоятельствах расходы, связанные с производством по делу, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

 

Ответственность лиц за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним.

В силу ч. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ в случае, если у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда, в частности, на родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми. Однако родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности воспитывать ребенка, либо в силу объективных причин не мог его воспитывать.

В соответствии со ст. 1075 ГК РФ родители, лишенные родительских прав, также могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, в течение 3 лет после лишения их родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей.

Обязанность родителей (усыновителей) или попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия или когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность.

 

Подделка официальных документов влечет уголовную ответственность

Официальный документ - это документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

В соответствии со статьей 327 Уголовного кодекса РФ подделкой официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, и подделкой паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей признаются как незаконное изменение отдельных частей такого подлинника официального документа путем подчистки, дописки, замены элементов и другое, искажающее его действительное содержание, так и изготовление нового официального документа, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием подлинных бланка, печати, штампа.

За подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков указанной статьей предусмотрена уголовная ответственность, максимальное наказание возможно в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Особенности дознания в сокращенной форме

Сокращенный порядок дознания проводится в тех случаях, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения. При этом необходимо, чтобы подозреваемый (обвиняемый) признал свою вину, а также характер и размер причиненного вреда. Кроме того, он должен заявить ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Срок по общему правилу не должен превышать 15 суток, а в исключительных случаях он может быть продлен до 20 суток.

Дознание в такой форме не может проводиться случаях, если:

- в отношении несовершеннолетнего или подозреваемого, к которому применяются принудительные меры медицинского характера;

- суд установит несоблюдение условий заявленного подозреваемым (обвиняемым) ходатайства;

- лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них относится к преступлениям, по которым обязательно производство предварительного следствия;

- если подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

- потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

Судебное решение по делу выносится на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые изложены в обвинительном акте (заключении), а также дополнительных данных о личности подсудимого, представляемыми по ходатайству защиты.

Назначенное подсудимому наказание не может превышать 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

В случае возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по делу суд принимает решение о его возвращении прокурору для передачи дела по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию

Статьей 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но без последствий вреда здоровью, и совершенных при отсутствии хулиганских побуждений, а также мотивов ненависти или вражды.

Под хулиганскими побуждениями следует понимать умышленные действия, направленные против личности человека или его имущества, которые совершены без какого-либо повода или с использованием незначительного повода.

За совершение указанных действий предусмотрено наказание в виде:

- штрафа в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев;

- обязательных работ на срок до 240 часов;

- исправительных работ на срок до 6 месяцев;

- ареста на срок до 3 месяцев.

Уголовная ответственность за указанное преступление наступает в том случае, если виновный ранее привлечен к административной ответственности по статье 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (побои)

Ответственность нотариуса за причинение имущественного вреда

Согласно положениям ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4462-1, нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено указанной статьей.

Из положений ст. 42 Основ законодательства о нотариате следует, что на нотариуса при совершении нотариальных действий возлагается обязанность удостоверить личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, и проверить подлинность предъявленного им документа, удостоверяющего его личность. В силу возложенной законом обязанности нотариус отвечает за имущественный вред, причиненный, например, покупателю недвижимого имущества в результате ненадлежащего установления нотариусом личности гражданина, от имени которого выдана доверенность на продажу этого имущества.

Возлагая на нотариуса такую обязанность, закон не предусматривает исчерпывающим образом методы и способы удостоверения личности и проверки подлинности документов, а также перечень применяемых при этом технических средств, оставляя вопрос о полноте и достаточности такой проверки на усмотрение самого нотариуса, который несет профессиональный риск ненадлежащего совершения нотариальных действий.

При этом обязанность доказать надлежащее исполнение своих обязанностей возлагается на нотариуса. В случае совершения вышеуказанных действий нотариусом умышленно предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями.

На основании ст. 202 УК РФ использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права заниматься нотариальной деятельностью на срок до 3 лет.

Решаем вместе
Устали от ям на дорогах? Отправьте сообщение в форме обратной связи

Дополнительная информация